В статье анализируются проблемы применения медитативных и процессуальных методов саморегуляции. Формулируются принципы способствования большей применимости процессуальной саморегуляции. Приводится обзор метаприемов, используемых в различных процессуальных подходах. Описываются несколько авторских метаприемов и техник саморегуляции.
Саморегуляцию можно назвать «младшей сестрой» психосоматики. Регуляция эмоциональных и физических состояний, преодоление вредных последствий нереализованного стресса, как и психотерапия, разрешающая внутренние психологические конфликты, так же может рассматриваться как профилактика соматических болезней. Саморегуляционные методы могут служить для снятия болезненной симптоматики и, более того, часть из них может применяться как самотерапевтические и терапевтические. Кроме того, медитативные и процессуальные методы могут служить инструментами личностного и духовного роста.
На одном «полюсе» огромного разнообразия методов саморегуляции – методы, ориентированные на вполне принудительную трансформацию «негативного» проблемного состояния в «позитивное», желаемое. Среди них : самогипноз с самовнушениями, якорные и другие техники НЛП, аутотренинг и др. На другом «полюсе» – техники медитативных и процессуальных подходов. Здесь трансформация «негатива» происходит естественно, т.е. используя тенденции и энергию, заложенную в последнем. Методы медитативные, которые непосредственно направлены не на коррекцию, а на наблюдение за состояниями, тем не менее, как правило, приводят к изменению, трансформации этих состояний. По мнению одного из ведущих специалистов в области применения медитации в работе со стрессом и болью Й. Кабат-Зинна [1], это происходит за счет следующих эффектов медитации:
Процессуальные методы, в определенном смысле, являются развитием медитативных. В них так же одним из основных моментов является создание отстраненного от симптома или состояния, дружественного к нему и «любопытствующего» наблюдателя. Но здесь большую роль играет представление о том, что «негативное» состояние или симптом содержит и источник его преодоления, так как является остановленным процессом развития и обретения большей целостности. Поэтому здесь кроме медитирования очень важны разнообразные метаприемы, способствующие развертыванию тенденций, смыслов и энергии, «заложенных в негативе», применяются техники, позволяющие осуществиться спонтанной динамике развития. Современные процессуальные методы развиваются в теоретических работах и практике Ю. Джендлина [2,3], Э. Росси [3,4], Д. Гроува [3], А. Минделла [5], П. Левина [6], Р.Курца [7]. Совершенно определенными достоинствами процессуальных методов является то, что здесь не только нет необходимости преодолевать энергию и тенденцию «негатива», но именно в результате развертывания самих «негативных тенденций» и «негативных энергий» мы и приходим к их преодолению.
Однако, как медитативные, так и процессуальные практики обладают «узкими местами», что делает их применение требующим большой тонкости и изощренности, гибкости. Медитация это – наблюдение. Но, как известно, любое эмоциональное состояние содержит не только информационный аспект, но так же и аспект побуждения, вовлечения в определенный способ жизнедеятельности. Состояния возбуждения «требуют» действий, активности, движения. Они «стараются» поглотить человека целиком, «не допуская» отстраненного отношения наблюдателя. Дискомфорт, по природе своей, направлен на преодоление его источника. Таким образом, чтобы «остановиться» и вместо действий заниматься только наблюдением за возбуждением или неприятным дискомфортным состоянием, не вовлекаясь ни в какую активность, часто нужно, в определенном смысле, пойти против природы переживания. Рассматривая же ситуацию наблюдения при применении медитативных и процессуальных методов не со стороны природы переживания, а со стороны наблюдателя мы обнаруживаем следующую картину:
во-первых, отказаться от действий для преодоления негативного переживания в пользу наблюдения – противоречит привычкам современного европейского человека, «здравый смысл» подсказывает, что необходимо именно действовать, более того – хочется поскорее избавиться от того, «что мешает»;
во-вторых, еще не обладая опытом успешного применения процессуальных и медитативных техник, трудно принять полезность контакта с неприятными эмоциональными и физическими переживаниями;
в-третьих, очень непросто европейскому человеку принять идею того, что физический симптом или стресс может быть «союзником» или «учителем». Что в нем может содержаться источник своего же преодоления.
в-четвертых, отпустить динамику негативного состояния, позволить ему развиваться в соответствии с его же собственными тенденциями, может казаться противоестественным и опасным, (не без оснований – сильное эмоциональное или физическое состояние, без выстраивания необходимой дистанции с ним, перевода его в телесные или зрительные метафоры, или других необходимых шагов действительно может «поглотить» и привести к результату, противоположному желаемому).
Итак, «беря в союзники» сильное пугающее или очень неприятное состояние можно потерять в качестве «союзника» самого медитирующего.
Автор полагает, что мерой, в достаточной степени снимающей это противоречие, будет такой подбор способа, приема, техники работы с состоянием, когда с одной стороны выбранный способ будет соответствовать природе конкретного состояния, с другой в максимально возможной степени удовлетворять желанию дистанцироваться от неприятного и пугающего, потребности в контроле за процессом, привычке действовать для убирания дискомфорта и его причины или полагаться на внешнюю помощь. Огромное значение имеет здесь и конструирование такого контекста применения процессуальной или медитативной техники, когда позволение спонтанной динамики «негатива» и наблюдение за ним приобретает смысл, способствующий доверию, дружественности, интересу к процессу[8]. В развиваемом автором подходе «стресс-айкидо», (использующем как существующие медитативные и процессуальные практики, так и авторские техники), работа происходит в рамках метафоры, что состояние «хочет:
а) чтобы признали его наличие;
б) быть услышанным понятым;
в) чтобы его послушались;
г) чтобы ему дали возможность выразиться;
д) получить сочувствие и заботу».
В зависимости от того, что больше «хочет» состояние, подбирается средство работы с ним. Если состояние, например, в большей степени хочет быть услышанным, то подходит джендлиновское фокусирование или подобные методы. Если – «хочет выразиться», то идеально подойдет процессуальная работа А. Минделла. Если состоянию хочется, чтобы его послушались, то подходит идиодинамическая гипнотерапия Э. Росси, а так же многие методы, где присутствует динамика. Когда в состоянии много побуждения к движению, то стоит каким-то образом «двигаться вместе с ним», «отдать» какую-то часть себя в вовлечение в движение. Примером такого подхода к работе с возбуждением может служить авторская техника «Полет страсти» [8].
В процессуальном и медитативном подходе присутствуют следующие аспекты:
а) сознанность, наблюдение;
б) формирование позиции отстраненного, диссоциированного наблюдателя (за состоянием);
в) дружелюбие и интерес к наблюдаемому;
г) позволение спонтанной динамике развертывания внутренних тенденций;
д) способствование формированию позиции наблюдателя и развертыванию спонтанной динамики (в процессуальных методах).
Автор полагает полезным привести далее перечень метаприемов такого способствования, используемых в различных процессуальных методах. (Этот перечень не претендует на абсолютную полноту. Так же в рамках данной работы почти не уделяется внимание вопросу о спонтанной и формальной индукции трансовых состояний, возникающих в процессе применения медитаций и процессуальных техник.)
Так же для реализации некоторых из целей, которым служат вышеописанные метаприемы, в дополнение к ним автор предлагает следующие:
В рамках этого метаприема автором разработаны несколько техник для реализации тенденций состояния. В состоянии перевозбуждения можно ощутить импульс, требующий движения и позволить ему реализацию в представлении полета, что осуществляется в технике «полет страсти». Для других дискомфортных состояний если тенденции движения ощущаются главным образом в груди и животе и они фрагментарны, то есть каждый «кусочек» тела как бы хочет двигаться в своем направлении, то в случае когда их «вектора» направлены наружу – подходит техника «промокашка», если внутрь – то возможно позволить реализоваться «внутреннему движению»[8].
Примером реализации этих возможностей могут служить нижеописанные технические приемы, так же разработанные автором в рамках подхода «стресс - айкидо». Например, один из способов очень деликатного наблюдения – прием «Фронтальная медитация», когда наблюдение производится за динамикой изменения ощущений по всем теле (без вербализации). Однако, наблюдатель концентрируется не внутри тела, а на границе – во фронтальном слое как внутри тела, так и перед ним. Прием производит выраженный гармонизирующий эффект. Следующий прием – «Точка ощущения души» предписывает поиск такой точки перед грудью или животом (обычно, по средней линии, на расстоянии двух длин ладони), при концентрации на которой возникают тонкие, но достаточно различимые душевные переживания, с которых можно начать процесс джендлиновского фокусирования, а можно просто понаблюдать за динамикой переживания. Этот прием позволяет получить доступ к тонким переживаниям в груди, когда непосредственное направление внимания внутрь груди такого доступа не дает. Техника «движение в поле симптома(состояния)»[8] дает возможность работы с сильной тревогой (в этом случае желательно предварительно сконцентрироваться на ее «вибрационном аспекте»), «рвущимися наружу» эмоциями или телесными симптомами. (См. также статью «К вопросам, моделям и методам психосоматики», публикуемую автором в рамках данной конференции.) Направляя «вектор телесного внимания наружу», в случае сильного неприятного переживания в груди или животе и ощущая его как бы не только и не столько внутри сколько в пространстве перед грудью позволит относительно безопасно наблюдать за этим переживанием и позволить ему спонтанную динамику и раскрытие более «тонких» сторон.
Возвращаясь к п.9, заметим, что наблюдение за процессом вполне произвольно управляемого дыхания, может усилить ощущение контроля над собой, даже при сильном волнении. Дыхание чуть более глубокое, чем обычно с одновременным отслеживанием ощущений в теле, происходящим во время дыхания (так называемое дыхание через тело), как известно, приводит к энергетизации. Если к этому добавить ощущение того, что мы как будто растягиваем на вдохе и отпускаем сжаться на выдохе чувство, с которым работаем, а так же направление части внимания (зрительного) на находящийся впереди какой-либо объект или объекты, то это составит прием «гармошка». При его применении неприятное переживание трансформируется в приятную «энергетическую» вибрацию. Прием хорошо подходит для работы с возбуждением и раздражением.
В заключении автор выражает надежду, что технические средства и тренинговые системы, ориентированные на выражение тенденций и природу трансформируемого (негативного) состояния с одной стороны, и учитывающие человеческое стремление к комфорту, безопасности и контролю при контакте с неприятными переживаниями – с другой, найдут более широкое применение в практике саморегуляции.