Skip to Content

Клинический портрет больной эндометриозом яичников

ID: 2017-06-257-A-13978
Оригинальная статья
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Кафедра акушерства и гинекологии лечебного факультета

Резюме

В статье представлены результаты сравнительного анализа клинических особенностей ЭЯ и поражения яичников не эндометриоидной природы с созданием наиболее типичного клинического портрета пациентки с ЭЯ.

Ключевые слова

Эндометриоз яичников, клинический портрет

Введение

Эндометриоз ― дисгормональное иммунозависимое и генетически детерминированное заболевание, характеризующееся присутствием эктопического эндометрия с признаками клеточной активности и его разрастанием, является одной из актуальных проблем современной медицины.[2]

Эндометриоз - одно из самых распространенных заболеваний  у женщин репродуктивного возраста, частота его встречаемости колеблется от 5% до 10%.[6] В 30% случаев он является причиной бесплодия. Самой распространенной формой экстрагенитального эндометриоза является эндометриоз яичников(ЭЯ).

Основными жалобами таких пациенток являются боль, связанная с менструацией,  и в ряде случаев бесплодие. Данная симптоматика не является специфичной, может сопровождать другие воспалительные и опухолевые поражения  органов репродуктивной системы, что препятствует своевременной диагностике и лечению ЭЯ и приводит к развитию соответствующих осложнений.

Возрастающая частота эндометриозассоциированного бесплодия и формирование стойкого болевого синдрома вызывают острую необходимость ранней диагностики эндометриоидной кисты яичника. Ключевыми моментами в дифференциальной диагностике являются клиническая картина (общее состояние, менструальная и репродуктивная функции, болевой синдром), эффект от проведенной ранее терапии, данные гинекологического обследования, данные инструментального и лабораторного обследования, наличие экстрагенитальной патологии. Ошибки диагностики и неадекватное лечение приводят к прогрессированию заболевания, распространению патологического процесса и к необходимости отказа от реализации репродуктивной функции.

Цель

Целью исследования явился сравнительный анализ клинических особенностей ЭЯ и поражения яичников не эндометриоидной природы с созданием наиболее типичного клинического портрета пациентки с ЭЯ.

Материал и методы

Для реализации поставленной цели были изучены клинические истории болезни 173 пациенток с доброкачественными опухолями яичников, прооперированных в гинекологическом отделении Городской клинической больницы №1 им. Ю.Я. Гордеева в период с 2014 по 2016 год.

Первую группу составили 62 пациентки с эндометриоидными кистами яичников. Во вторую группу вошли 111 пациенток с кистами яичников не эндометриоидной природы. Все больные были прооперированы лапаротомическим доступом. Диагноз у всех пациенток установлен во время оперативного лечения и подтвержден гистологически. В ходе работы был проведен ретроспективный анализ данных анамнеза, гинекологических, инструментальных и лабораторных методов обследования. 

Результаты

По результатам исследования было выявлено, что возраст пациенток первой группы варьировал и в среднем составлял 34 года, тогда как в группе сравнения средний возраст был 28 лет.

При анализе анамнестических данных в группе больных с ЭЯ  было выявлено, что у 54,8% было указание на 1–2 аборта, у 32,5 % пациенток — на 1–2 родов, кесарево сечение — 23,1% . В анамнезе у 48,5 % пациенток было первичное бесплодие, у 11,2 % — вторичное, самопроизвольные выкидыши — у 30,6 % женщин. Неоднократно по поводу воспалительных заболеваний органов малого таза госпитализировались 39(62,9%) пациенток основной группы. Анализ клинико-анамнестических данных позволил обнаружить у больных с ЭЯ различную соматическую патологию: у 40,3 % — нейроциркуляторную дистонию; 33,8 % — частые простудные заболевания, у 24,5 % — заболевания почек и мочевыводящих путей, у 19,3 % — заболевания молочной железы, у 11,2 % — обменно-эндокринные нарушения.

В группе пациенток с кистами не эндометриоидной природы было отмечено: у 43,2% указание на 1–2 родов, у 41,4 % — на 1–2 аборта, кесарево сечение — 12,2%. В анамнезе у 20,7 % пациенток было первичное бесплодие, у 9,1%  — вторичное, самопроизвольные выкидыши — у 16,1  % женщин. Неоднократно по поводу воспалительных заболеваний органов малого таза госпитализировались 33(29,7%) пациенток группы сравнения. Анализ клинико-анамнестических данных позволил обнаружить у больных с ЭЯ различную соматическую патологию: у 34,3 % — обменно-эндокринные нарушения , у 28,6 % — частые простудные заболевания, у 16,2 % — заболевания молочной железы, , у 28,6 % — нейроциркуляторную дистонию, у 12,4 % — заболевания почек и мочевыводящих путей.

В анамнезе у 20(32,2%) больных основной группы имеются указания на оперативные вмешательства на органах брюшной полости и малого таза, при 11(9,9%) в группе сравнения.

При поступлении больные с ЭЯ чаще предъявляли активные жалобы, связанные с различными проявлениями болевого синдрома и нарушением менструального цикла – 53 (85,4%), при 42(37,8%) больных во второй группе.

Среди пациенток первой группы дисменорея встречается чаще – 41 (66,1%), нежели в группе сравнения – 38 (34,2%). Боли у большинства пациенток с ЭЯ носили умеренный или сильный характер, сопровождались ухудшением общего самочувствия. В данной группе также отмечалась диспареуния. У 48(77,4%)  пациенток первой группы боли имели ноющий характер и усиливались накануне и во время менструации, тогда как в группе сравнения данный признак отмечался лишь у 17(15,3%) больных. Пациентки с кистами эндометриоидной природы в 3,6 раз чаще (70,92%) выделяли усиление болей при прогрессировании патологического процесса, в то время, как в группе сравнения данный показатель равен 19,7%.

Большинство пациенток с ЭЯ отмечали иррадиацию болей в различные области: поясничная область (45,1%), крестец (12,9%), прямая кишка (25,8%), 14,5% пациенток указывали одновременно на несколько локализаций иррадиации болей.

Ухудшение общего самочувствия, снижение трудоспособности, вегетативные расстройства отмечались у 28(45,1%) пациенток с ЭЯ, при 15(13,5%) больных в группе сравнения.

При кистах яичника эндометриоидной природы нарушения менструального цикла встречались у 11(17,7%) больных, то есть в 2,2 раза реже чем во второй группе – 42(37,8%). Для больных второй группы основной жалобой являлись нерегулярные менструации. При сравнении выраженности болевого синдрома и нарушений менструального цикла больные первой группы чаще жаловались на болевой синдром, чем на нарушения менструального цикла (62,9%), тогда как большинство пациенток с кистами не эндометриоидной природы отмечали бессимптомное или малосимптомное течение (60,3%).

Проанализировав гинекологический анамнез больных первой группы, было установлено: возраст наступления менархе составлял от 11 до 15 лет. Средняя длительность менструаций составляла 5,8 ± 1,6 дня. Обильный характер менструальных кровотечений был отмечен у 41(66,7%), умеренный – у 17(25,6%), скудный – у 4(7,7%). Менструальный цикл был регулярным у 57(91,9%) пациенток.

В группе больных с кистами не эндометриоидной природы не было выявлено каких-либо различий, за исключением того, что  98(88,2%) пациенток отмечали умеренный характер менструальных выделений и только 10(9,1%) – обильный характер.

По данным бимануального гинекологического исследования в обеих группах исследования было выявлено наличие опухолевидного образования овоидной или округлой формы. Ограничение подвижности пальпируемого образования в 3,5  чаще (74,2%) наблюдалось у пациенток с ЭЯ, чем у больных группы сравнения(20,7%). Кроме того, болезненность в области придатков встречалась в 2,4 раза чаще(53,2%) в первой группе, тогда как в группе сравнения данный показатель составлял 21,6%.

При анализе данных УЗИ-исследования в группе пациенток с ЭЯ были выделены такие эхографические особенности, как расположение кисты сзади и сбоку от матки, наличие повышенной эхогенности не смещаемой мелкодисперсной взвеси, двойной контур образования. В группе сравнения данные признаки встречались крайне редко. 

В связи с отсутствием эффекта от консервативной терапии былы проведены оперативные вмешательства. При оценке данных лапоротомии  были выделены следующие признаки: наличие двустороннего образования (29,03%) у пациенток с ЭЯ, при 5,4% в группе сравнения, диаметр образования в первой группе до 58 мм (35,4%), при 63,9% во второй группе.

Незначительный спаечный процесс в области придатков матки без вовлечения кишечника и выраженный спаечный процесс в области придатков матки с частичным вовлечением кишечника наиболее характерны для пациенток с кистами эндометриоидной природы        (53, или 85,4%) и только для 13(11,7%) больных второй группы.

В первой группе для образований характерно наличие дегтеподобного, “шоколадного цвета содержимого”, тогда как в группе сравнения обнаруживался иной характер содержимого (серозное, серозно-геморрагическое, дермоидное).

Кроме того, для пациенток с ЭЯ характерно наличие эндометриоидных гетеротопий: на яичнике (9,6%), париетальной брюшине (4,8%), на широких связках матки (1,6), маточных трубах (3,2%), мочевом пузыре (1,6%).

Тревожные и тревожно-депрессивные расстройства наблюдались у 36(58%) пациенток с ЭЯ, тогда как в контрольной группе данный показатель стремится к 13(11,7%).

Обсуждение

В ходе проведенного исследования было выявлено, что у пациенток с ЭЯ ведущими клиническими симптомами является болевой синдром. Кроме того, необходимо отметить, что данный синдром имеет определенные особенности течения, такие как: изменение выраженности болей до и во время менструации, усиление болей при прогрессировании заболевания, диспареуния, ухудшение общего самочувствия. Наличие длительно существующей или часто повторяющейся боли создает совершенно определенный клинический статус («ипохондрический») больного.[5] Болевой синдром, нарушения менструального цикла, отягощенный гинекологический анамнез, поздние первые роды, воспалительные заболевания органов брюшной полости и малого таза, оперативные вмешательства на органах брюшной полости и малого таза, отсутствие эффекта от консервативной терапии, характерные УЗИ-признаки должны насторожить врача и заподозрить эндометриоидный характер кист яичника. Также стоит отметить характерное ограничение подвижности пальпируемого образования при бимануальном гинекологическом исследовании.

Заключение

Таким образом, клинический портрет пациентки с ЭЯ представлен женщиной 32-34 лет, с регулярным менструальным циклом, меноррагией, хроническими воспалительными заболеваниями органов репродуктивной системы, с выраженными болями, интенсивность которых усиливается до, во время менструации и по мере прогрессирования заболевания, иррадиирущими в поясничную область, крестец, прямую кишку, имеющей в анамнезе оперативные вмешательства на органах брюшной полости и малого таза, страдающей диспареунией, первичным бесплодием и тревожно-депрессивными расстройствами, нейроциркуляторной дистонией, отсутствием эффекта от консервативной терапии, имеющей УЗИ-картину: расположение кисты сзади и сбоку от матки, наличие повышенной эхогенности не смещаемой мелкодисперсной взвеси, двойной контур образования.

Эндометриоз - это хроническое заболевание, ухудшающее качество жизни из-за ограничивающей в действиях боли, эмоциональной подавленности в связи с невозможностью реализации репродуктивной функции, боязни обострения и неуверенности в завтрашнем дне по причине многократных оперативных вмешательств или длительной лекарственной терапии и ее побочных эффектов. Все вышеперечисленное остро ставит задачу ранней диагностики ЭЯ, которая позволяет, как можно раньше определить сроки и объем хирургического лечения и своевременное назначение противорецидивной терапии для восстановления репродуктивной функции. Симптоматика эндометриоза в виде хронического алгического синдрома, меноррагии, сопровождающиеся диспареунией, бесплодием приводят к формированию невротической симптоматики, тревожных и тревожно-депрессивных расстройств и снижают качество жизни пациенток, которая также требует специфического лечения и реабилитации.

Литература

1. Акушерство: Национальное руководство / Под ред. Э.К. Айламазяна, В.И. Кулакова, В.Е. Радзинского, Г.М. Савельевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007;

2. Адамян Л.В., Кулаков В.И., Андреева Е.Н. Эндометриозы – М.: Медицина, 2006 – С. 406;

3. Радзинский В.Е., Духин А.О. Репродуктивное здоровье женщин после хирургического лечения гинекологических заболеваний: Монография.– М.: Изд-во РУДН, 2004. –174 с;

4. Григорова Л.В. Восстановление репродуктивного здоровья у больных с наружным генитальным эндометриозом: Автореф. дис. … к.м.н. – М., 2008. – 27 с;

5. Кутушева Г.Ф. 2000. Дисменорея у подростков. Журнал акушерства и женских болезней, 59 (3): 50-54.

6. Bulum S.E. Endometriosis // N Engl J Med. – 2009. – 360. – Р. 268–279;

7. Porpora M. G., Koninckx P. R., Piazze J., Natili M., Colagrande S., Cosmi E. V. Correlation between endometriosis and pelvic pain. – 1999. – № 6. – Р. 429–434.

0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика