Skip to Content

Взаимосвязь медицины, религии и философии в древнекитайской философии

ID: 2017-06-4388-T-14599
Тезис
Студент

Взаимосвязь медицины, религии и философии в древнекитайской философии

Сегеда Л.Н.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Медведева Е.Н.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Аннотация: Данная работа  посвящена  проблеме выявления взаимосвязи между религией, философией и медициной в древнекитайской  философии.

Ключевые слова: религия, медицина, китайская философия.

Цель данной работы – изучить историю развития философии в Древнем Китае и определить наличие и характер взаимосвязи ее с медициной и религией.

Для достижения поставленной цели необходимо решить  комплекс задач, а именно:

1. Обратиться к истории развития философского знания в Древнем Китае;

2. Проанализировать его основные аспекты;

3. Выявить взаимосвязь между философией, медициной и религией. 

Обращаясь к проблеме взаимосвязи философских, религиозных и медицинских аспектов древнекитайской философии необходимо рассмотреть предпосылки развития философского учения в Китае. Наиболее благоприятными условиями для духовных перемен стали такие изменения в обществе как: перестройка традиционных общинных отношений, появление частной собственности, а также рост научных знаний, особенно в области математики, астрономии и медицины, послуживший в итоге своеобразным «толчком» для развития духовного понимания мира. [6]

Древнекитайские философы провели взаимосвязь между религией и онтологией, на которую впоследствии будут опираться более поздние китайские мыслители. В Китае примерно в 7-6 веках до нашей эры формируется письменный источник, который носит религиозный характер. Этим источником является Книга Перемен. [1] В ней говорится о том, что все в мире поделено на пять элементов: вода, земля, огонь, дерево и железо. А также, существует два начала: Инь и Ян. Первое – светлое, мужское, второе – темное, пассивное. Инь и Ян взаимодействуют между собой, рождая энергию – Ци. Эти же элементы используются в дальнейшем  в древнекитайской медицине для объяснения многих явлений и процессов, происходящих в организме человека.

Также формируются две влиятельные философские школы, которые в дальнейшем  приобретают статус не только философский, но и религиозный. Такими школами становятся: конфуцианство и даосизм. [2]

Именно учение о Дао, становится опорной точкой  для развития медицины в Китае. Дао - является  основополагающей для всего живого, неизменной  первоосновой развития мира, движущееся согласно правилам природы. Дао объединяет в себе три составляющих: Инь и Ян, появляющиеся из Хаоса, напряжение, возникающее в результате их взаимодействия – энергия Ци, и вместе Инь, Ян и Ци, формирующие телесность. Из этого следует, что Дао это есть учение о тройственности телесности и о пустоте как источнике жизненной энергии. [5] Причем залогом  здоровья считается равновесие энергии Ци.

Даосизм также сочетает в себе религиозное учение, призывающее своих последователей к достижению полного единства с Дао, путем созерцания, а не активной деятельности. Необходимо заниматься внутренним совершенствованием, и лишь тогда можно добиться как духовного, так и физического бессмертия.  Даосизм до сих пор сохраняет популярность в КНР, на Тайване, а также среди многих китайских эмигрантов. Существуют действующие храмы, в которых шаманы-медиумы, хироманты, физиогномисты, осуществляют свою деятельность. Даосские храмы посещает большое количество верующих людей. [4]

Что касается Конфуцианства, то это учение также является продолжением учения о Дао, только в нем имеется разделение Дао на небесное и земное, причем земное Дао необходимо и возможно изменять. Конфуций призывал своих последователей к следованию высоким духовным ценностям и строгому соблюдению нравственных основ. На данный момент Конфуцианство приобрело значительную популярность и по праву считается самой распространенной религией в мире.[3]

Но, Конфуцианство и Даосизм ни в коем случае не исключают друг друга, а наоборот взаимодополняют. Не смотря на то, что они ориентированы различным образом, но в своей сути направлены на совершенствование духовного мира личности. [7]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в древнекитайской философии все же прослеживается явная связь между религией, философией и медициной. Причем, основные аспекты древнекитайской философии являются «опорной точкой» для развития, как религии, так и медицины.

Список литературы

1.     Лейбниц Г.В. Рассуждение о религии и философии в Китае // Вопросы философии. -1999.-№12.

2.     Малявин В.В. Духовный опыт Китая. СПб., АСТ.2006.397 с.

3.     Основы религиоведения. Учебник  / Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 1994. – С.86 – 88; 95 – 98; 114 – 126; 177 – 178.

4.     Лукьянов А.Е. Дао "Книги перемен". Инсан, М.; 1993

5.     Лукьянов А.Е. Истоки Дао: древнекитайский мир. Инсан. М.; 1992.

6.     Антология мировой философии. Древний Восток. – М.; Минск, 2000.

7.     Фахрудинова, Э.Р. Проблема мудрости и морали в философии Конфуция [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03; ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского". - Саратов : [б. и.], 2012. - 21 с.

Ключевые слова

религия, медицина, китайская философия
5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (3 голоса)



Яндекс.Метрика