Взаимосвязь философии и науки в их историческом развитии
Гаджиев Р.Н
Научный руководитель: асс. Чебан А.Г.
ГБОУ ВПО СаратовскийГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Я еще в школе усвоил, что
нельзя выдумать ничего столь
оригинального и маловероятного,
что не было бы уже высказано
кем-либо из философов.
Р. Декарт
Человек еще на рассвете цивилизации стремился понять природу окружающего мира. Чтобы понять и объяснить суть вещей и процессов окружающих его, он использовал мифы, религию, науку и философию. Так как последние две сферы познавательной культуры являются рациональными способами постижения и освоения мира, между ними существует много общих признаков. В связи с этим представляется важным рассмотреть вопрос о взаимосвязи философии и науки.
Проблема отношения философии и науки довольно неоднозначная. С одной стороны, они имеют общее основание - стремление человека познать все сущее. С другой стороны, с развитием современной науки, ученые стали считать философию анахронизмом. По мнению многих из них философия была бесконечным и безрезультатным вопрошанием о сущности мира в целом, наука же, задавая природе конкретные вопросы, стала обращаться к исследованию конкретных фактов и в результате дала множество результатов в виде открытий и изобретений, которые принесли практическую пользу человечеству. Однако именно по этой причине наука сегодня становится все ближе к философии, так как с каждым новым открытием возникает все больше вопросов, на которые все сложнее получить ответы и тут наука вынуждена обращаться к философской рефлексии. Сегодня наука заимствует у философии не только вдохновение, а также и новые модели для описания действительности.
Наиболее явно это взаимодействие наблюдается в ХХ веке, когда накопившиеся разногласия переходят в противостояние между сциентизмом и антисциентизмом. А. Эйнштейн говорил: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки» [1, C.248]. А вот как Н. Бор видел значимость физики для философии: «Значение физических наук для философии состоит не только в том, что они время пополняют сумму наших знаний о неодушевленной материи, но и прежде всего в том, что они позволяют подвергнуть проверке те основания, на которых покоятся самые первичные понятия, и выявить область их применимости» [2, C. 139]
Философия и наука рождаются фактически одновременно, это происходит в Древней Греции в конце VI в. – начале V века до н.э. Это происходит в связи с переходом греков с рецепторного знания на теоретическое. Но долгое время они существуют в одной форме – научно-философском знании или, по-гречески, – «эпистеме». Особенностью этой «эпистемы» является то, что оно носило спекулятивный характер, т.е. опора делалась на логику. Это продолжалось до XVII века, после чего единое философско-научное знание разделяется, так как в Европе начинает господствовать опытно-экспериментальное знания, которое и представляет собой наше современное научное знание.
Философия подталкивает науку к развитию, особым образом воздействуя на ученого. Обдумывая вечные вопросы, ученый открывает обыденную ситуацию, с новых, неизвестных ранее сторон. Философия подталкивает к познанию мира, учит человека удивляться, позволяет выходить за границы своего обыденного мышления, способствуя прогрессу.
Словно мыслительная машина, философия вырабатывает принципы и методы познания, которые используются в различных науках. Г. В.Ф Гегель считал: «Философия своим развитием обязана опыту. Эмпирические науки, с одной стороны, не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал: отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготавливают, таким образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в философию. С другой стороны, они вынуждают само мышление перейти к этим конкретным определениям» [3, C. 98].
Проблемы, поставленные философией, рассматриваются наукой спустя какое-то время. Таким образом, философия стимулирует развитие науки, что приводит, как правило, к прогрессу в философии. Ф. Энгельс считал, что с каждым открывающим новую эпоху открытием, материализм меняет свою форму. Философия является не только «поставщиком» вопросов, но и порой вносит неоценимый вклад в науку, достаточно вспомнить идеи атомизма Демокрита. Тем не менее, как отмечает В. П. Кохановский: «Ученый не может не считаться с работой философа, должен критически использовать его достижения, но не может придавать ей того же значения какое он придает основной части своего специального знания – анализу фактов, эмпирическим обобщениям, научным гипотезам и теориям и т. п.» [4, C. 195].
Таким образом, можно констатировать, что взаимосвязь науки и философии прослеживается, на протяжении всей истории – от античности до современности. Однако на каждом историческом этапе меняются характер, цели и задачи этих форм знания, и, следовательно, меняется специфика их взаимодействия. Ученые всегда ощущали острую необходимость в философском осмыслении предмета своей науки, особенно в критические моменты её развития, так как философия ставит вопрос о самих предпосылках нашего мышления объекта. Современная наука, в свою очередь, совершая множество открытий и трансформируя реальность, заставляет и философов по-новому задать вопрос о предпосылках философии, ее месте и цели в мире.
Список использованной литературы
1. Алексеев П.В. Философия: учебник/ П.В Алексеев, А.В Панин; МГУ. – 4-eизд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012.
2. Бор Н. Квантовая физика и философия / Н.Бор// Атомная физика и человеческое познание. – М. 1961
3. Гегель Г.В.Ф Наука логики / Г.В.Ф Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. Наука логики / под ред. Г.В Гегеля – М.: «Мысль», 1974. – Т.1.
4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999.