Наиболее частым осложнением гриппа является пневмония. По данным ВОЗ летальность от пневмоний составляет 15,6%.
Цель: выявление предикторов летальных исходов пневмоний, ассоциированных с гриппом.
Проведен ретроспективный анализ 30 историй болезни пациентов, госпитализированных в РО 2 ГКБ им. В.И. Разумовского в 2007-2017 гг. с диагнозом пневмония и летальным исходом.
Средний возраст больных – от 31 до 89 лет (45±15лет), из них - 63,4% мужчин и 36,6% женщин.
Лабораторно диагноз гриппа был подтвержден в 20% случаев, клинически – 50%, не был выставлен в окончательном диагнозе при наличии соответствующей клиники – в 30% случаев. Пневмония развилась с первых дней болезни у 1 пациента, в конце первой недели – у 21 больного (70% ), через 2 недели от начала заболевания – у 8 пациентов (26%). В последней группе преобладали больные, диагноз гриппа у которых выставлен не был.
В 90% случаев имелись позднее обращение за медицинской помощью и госпитализация – на 5 и более сутки от начала заболевания.
В 80% случаев отсутствовало раннее назначение противовирусных препаратов, этиотропные препараты всем пациентам были назначены с момента госпитализации. У 6 больных (20%) отмечен ранний прием противовирусных средств, однако эффективность их априори была низкой (ремантадин, ацикловир).
В группу риска тяжелого и осложненного течения гриппа входили 23 пациента (76,7%). Из них у 18 были хронические заболевания различных органов и систем, у 12 больных – ВИЧ-инфекция в стадии вторичных заболеваний.
Вакцинация от гриппа, по данным историй болезни, была только у 3 больных с ВИЧ инфекцией.
В структуре пневмоний преобладали полисегментарные (50% случаев), в 30% – субтотальные, в 20% – тотальные пневмонии.
Всем больным проводилась комплексная интенсивная терапия с использованием антибиотиков (монотерапия у 17 пациентов, комбинированная (цефалоспорины 3 и 4 поколения + макролиды) у 13 пациентов) и искусственной вентиляцией легких.
Таким образом, предикторами неблагоприятного исхода пневмоний, ассоциированных с гриппом, являются: поздняя обращаемость за медицинской помощью и отсутствие адекватной противовирусной терапии; наличие иммунодефицитного состояния и тяжелой сопутствующей патологии; отсутствие специфической профилактики.