Едкая сатира эпиграмм В.В. Маяковского
Гущин М.О.
Научный руководитель: д.ф.н., профессор Кочеткова Т.В.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра русской и классической филологии
Талант В.В. Маяковского поражает своим разнообразием: поэзия, проза, драма, живопись партийная и общественная деятельность. Литературный талант В.В. Маяковского проявился прежде всего в многообразии стилей, жанров, манер письма, которые он успешно использовал.
В.В. Маяковский не терпел многословия, увлекался такими малыми литературными формами как агитплакат, стих-реклама, эпиграмма (работа в окнах РОСТА). Его эпиграммы были краткими, колкими, резкими и легко запоминающимися. Строки «Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй!» знал каждый гражданин СССР.
Целые поколения людей вырастали на просмотрах его агитплакатов и на чтении сложенных под ними эпиграмм. Его агитационные стихи, шутки и эпиграммы легко достигали сердца простого народа.
Широкой аудитории весь спектр эпиграммного творчества В.В. Маяковского незнаком. По цензурным соображениям эпиграммы не включали в собрания сочинений, поскольку в них автор нередко использовал грубо-экспрессивную и табуированную лексику. Эпиграммист В.В. Маяковский не знал себе равных. Его пикантные поэтические строки передавались из уст в уста ближайшим окружением. Широко известное четверостишие-экспромт по поводу нецензурных надписей на Доме-музее А.И.Герцена «Хер цена Дому Герцена» выглядит невинно на фоне многочисленных смелых рифм и откровенной нецензурной брани.
В.В. Маяковский разил наповал своими эпиграммами, снискал славу создателя неожиданных, очень смелых рифм. В.В. Маяковский выступал как тонкий знаток звукописи:
Врангель фон,
Врангеля – вон!
Врангель – враг,
Врангеля в овраг!
Новаторское творчество В.В. Маяковского вызывало множество противоречивых отзывов и споров. В.В. Маяковскому часто приходилось парировать оппонентам:
Есть люди разных вкусиков.
Одним нравлюсь я,
Другим - Кусиков.
В 1925 году он завершит стихотворение «Домой!» такими строками:
Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят – что ж?!
По родной стране пройду стороной,
Как проходит косой дождь.
Позднее поэт вычеркнет эти строки. Время показало, что в советской литературе он прошелся мощным грозовым ливнем, благодатным, смывающим все наносное.