Эпиграмматическое наследие А.П. Сумарокова
Скобелкина А.В.
Научный руководитель: к.п.н., преп. Шешнева И.В.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра русской и классической филологии
Александр Петрович Сумароков — русский поэт, писатель и драматург. Для литературной деятельности Сумарокова свойственно разнообразие жанров: оды, эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. Эпиграммы Сумарокова – это забавные карикатуры на быт, короткие новеллы, зарифмованные анекдоты, остроумные рассуждения поэта на жизненные темы:
Не вознесемся мы великими чинами,
Когда сии чины не вознесутся нами.
Великий человек, великий господин,
Кто как ни думает, есть титул не один.
А.П. Сумароков в эпиграммах обращался к разным сторонам жизни современного ему общества. Например, поэт говорит о ненадежности счастья простого человека. Крестьянин, случайно оказавшийся за богатым господским столом, все-таки не может забыть о голоде:
Мужик не позабудет,
Как кушал толокно,
И посажен хоть будет
За красное сукно.
Говоря об униженном положении образованных, но небогатых людей, он использует прием антитезы (противопоставления):
Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог.
Конечно, голова в почтенье меньше ног.
Большинство эпиграмм Сумарокова обращено к театральным премьерам, литературным спорам, поэтическим выступлениям. Есть эпиграммы, принимающие форму насмешливой эпитафии (epitaphios – «надгробная надпись»):
Под камнем сим лежит Фирс Фирсович Гомер,
Который пел, не знав галиматиўи мер.
Великого воспеть он мужа устремился:
Отважился, дерзнул, запел – и осрамился,
Оставив по себе потомству вечный смех.
Эпиграммы Сумарокова точны и остры по мысли, просты и лаконичны по слогу. Не случайно они вписываются и в нашу современную действительность.