Skip to Content

Реализация права на свободу совести и вероисповедания при соблюдении здорового образа жизни

ID: 2014-11-231-A-4221
Оригинальная статья
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Резюме

   В статье представлены результаты исследования возможности реализации права пациента на свободу совести и вероисповедания при соблюдении врачами права пациента на информацию о факторах, влияющих на здоровье.

Ключевые слова

Права пациента, рациональное питание

Введение

   Согласно 41 ст. Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Одной из неотъемлемых частей здорового образа жизни является рациональное питание. Рациональным, здоровым питанием является питание, которое удовлетворяет потребности организма в необходимых питательных веществах – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах. Конституция Российской Федерации (ст. 28) гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, в том числе право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Российская Федерация - светское государство, но в связи с многонациональным составом населения и наличием в стране представителей всех мировых религий, представителям практически всех профессий приходится учитывать те или иные религиозные нормы. Не являются исключением и врачи.

Согласно 6 ст. Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ  приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации и оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента.

В настоящее время здоровый образ жизни, в частности рациональное питание, рассматривается как основа профилактики заболеваний. Образ жизни человека во многом определяется его национальностью и религиозной принадлежностью. Каждая религия имеет  свои особенности в составе пищевого рациона и режима питания. Но в процессе лечения врач может  столкнуться  с определенными проблемами, препятствующими установлению между врачом и пациентом доверительных отношений и, как следствие, влияющими на качество лечения и профилактики заболеваний. Одной из таких проблем может явиться реализация права на свободу совести и вероисповедания при соблюдении здорового образа жизни.

Цель

Целью нашего исследования явилось изучение возможности реализации права пациента на свободу совести и вероисповедания при соблюдении врачами права пациента на информацию о факторах, влияющих на здоровье.

Материал и методы

   Для реализации поставленной цели мы изучили особенности питания представителей мировых религий и атеистов, а также провели анкетирование 94 врачей-терапевтов  г. Саратова, г. Ершова, г. Балаково и 174 студентов лечебного факультета СГМУ, опрос с помощью полуформализованного интервью.

Результаты

   Среди опрошенных студентов женщин оказалось больше (71%), чем мужчин (29%). Было выявлено, что 69% респондентов исповедуют христианство, ислам – 25%, буддизм – 2%, атеизм – 4%, иудаизм – 0%. Среди опрошенных студентов 69% считают себя религиозными, 31% - нет. Большинство респондентов (94%) знакомы с основными принципами рационального питания, остальные (6%) не знакомы.  89%- знакомы с религиозными требованиями к приему пищи, 11% - нет. Среди респондентов 25% придерживаются религиозных требований к приему пищи, 75% не придерживаются. Большинство опрошенных считают, что эти требования положительно влияют на здоровье пациента, остальные (19%) отрицают это. 69% опрошенных будут рекомендовать своим пациентам придерживаться религиозных требований к приему пищи, а 31% - нет.

   Среди опрошенных врачей все женщины; 82% - христиане, 18% - мусульмане, 78% из респондентов считают себя религиозными, 22 % - нет, пост и другие требования выполняют только 26% врачей, но все считают, что религиозную принадлежность пациента  нужно обязательно учитывать, а религиозные требования и посты оказывают только положительное влияние на здоровье, при условии отсутствия у больных противопоказаний.

Обсуждение

   Большинство врачей-респондентов знакомы с принципами рационального питания, в силу врачебного опыта и высокой компетенции выражают максимальную толерантность в отношении религиозных норм и рекомендуют своим пациентам придерживаться их, хоть в некоторых случаях и признают это затруднительным. Причем, данная тенденция более характерна для врачей из небольших городов (Балаково и Ершов), что связано с более высоким уровнем религиозности в этих городах. Среди опрошенных студентов же значительное число респондентов выразили свое отрицательное отношение, связанное с возможными трудностями, которые могут возникнуть при контакте с пациентом, в частности негативное отношение пациента к вмешательству в его личную жизнь. Несмотря на эту причину, большинство из опрошенных намерено в своей будущей врачебной практике рекомендовать пациентам придерживаться  религиозных требований. В условиях полуформализованного интервью с респондентами установили, что большинство из них знакомо с правом пациента на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Среди причин, препятствующих оказанию медицинской помощи с учетом религиозных традиций пациента, врачи и студенты указывали незнакомство с теми или иными религиозными требованиями к приему пищи, негативное (болезненное) отношение пациента к вмешательству в его личную жизнь, нехватку времени на приеме, боязнь предвзятого отношения врача к пациенту.

Заключение

   В ходе работы пришли к следующим выводам:

1.     Отношение врачей к соблюдению религиозных требований к питанию зависит от таких факторов, как: возраст врача, опыт работы, место проживания.

2.     Большинство врачей и студентов положительно относятся к соблюдению права пациента на информацию о факторах, влияющих на здоровье;

3.     Большинство респондентов оказывают медицинскую помощь с учетом религиозных традиций пациента к приему пищи;

4.     Оставшееся число респондентов признают невозможность учета религиозных традиций пациента в связи с недостаточной информированностью врачей о религиозных требованиях к приему пищи, с негативным (болезненным) отношением пациента к вмешательству в его личную жизнь, нехваткой времени на приеме.

Литература

1.     Конституция РФ Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

2.     Конституция Российской Федерации (ст. 28);

3.     Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

4.     Гигиена. Конспект лекций. Елисеев Ю.Ю. 2006.

5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (4 голоса)



Оптимальный хостинг для Drupal, Wordpress, Joomla, Битрикс и других CMS, быстрые и надежные сервера, круглосуточная техподдержка Яндекс.Метрика