Skip to Content

Типы и функции вторичной номинации в современной российской прессе

ID: 2015-04-81-R-5235
Обзор
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ Кафедра русской и классической филологии

Резюме

В исследовании рассматриваются  различные типы вторичных номинаций лиц и особенности их функционирования в современной российской прессе. Материалом исследования послужили современные российские газетные и журнальные издания с 2012 по 2015 гг. 

Ключевые слова

Пресса, вторичная номинация

Обзор

Типы и функции вторичной номинации в современной российской прессе

Рамазанова А.Я.

Научный руководитель: д.ф.н., профессор Кочеткова Т.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра русской и классической филологии

На сегодняшний день средства массовой информации являются наиболее влиятельной сферой существования языка. Корпус текстов, ежедневно передаваемых посредством СМИ, продолжает постоянно расти. Обширная аудитория, наличие самого широкого арсенала средств информирования позволяют СМИ занимать лидирующее положение в системе национального языка  [Солганик, 2012].

На фоне стремительно возрастающей роли средств массовой информации в формировании и развитии языка и общества в целом особую значимость приобретают новые исследования в области современного русского литературного языка - медиалингвистики.

Медиалингвистика - это раздел языкознания, изучающий особенности функционирования языковых средств в различных источниках массовой информации (пресса, радио, телевидение, реклама, Интернет).  Именно лингвистический анализ способствует выявлению важнейших характеристик медийного текста и его основных признаков.

В центре внимания данного исследования находится использование различных типов вторичных номинаций лиц в современной российской прессе. Материалом исследования послужили современные российские газетные и журнальные издания с 2012 по 2015 гг.

В науке о языке номинация рассматривается как процесс создания, закрепления и распределения наименования за разными фрагментами действительности, как значимая языковая единица, образованная в процессе называния предмета или лица (работы Серебренникова Б.А., Уфимцевой А.А.,  Иноземцевой Н.В., Телии В.Н.).

Применительно к лицу следует выделять два типа номинации: первичную и вторичную. Имя собственное относится к первичной номинации лица. Оно сопровождает человека на протяжении всей жизни, от рождения до смерти. Личные имена всегда закреплены юридически специальными документами и являются обязательными для обозначения человека в той или иной официальной ситуации использования. Русские имена давались при крещении, о чем делалась запись в церковной метрической книге.

Имена и отчества на Руси давались с древних времён. Фамилии появились значительно позже (XIV—XVвв.). В настоящее время в России принята трехчленная официальная формула именования - имя, фамилия, отчество.

Предметом анализа в данной статье являются вторичные номинации лиц. К ним относятся: а) принятые в неофициальном общении и живой разговорной речи короткие «бытовые» (Ваня, Петя, Леша, Таня, Маня, Лиза) и «уменьшительные» (Ванюшечка, Петенька, Лешенька, Танечка, Манечка, Лизонька) имена; б) прозвища - дополнительные наименования человека,  созвучные с его подлинным именем или фамилией, либо данные ему по какой-либо особенности внешности, характера, рода занятий и т.д. (Серый, Серьга, Седой, Рыжик, Ржавый, Доктор, Барыга, Богомол); в) псевдонимы - имена, сознательно используемые человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего имени. Это могут быть псевдонимы творческих людей (писателей: Андрей Белый - Бугаев Борис Николаевич, Демьян Бедный - Придворов Ефим Алексеевич, Корней Чуковский - Корнейчуков Николай Васильевич, Борис Полевой - Борух Николаевич Кампов, Борис Акунин - Григорий Шалвович Чхартишвили; композиторов: Александр Журбин - Александр Борисович Гандельсман;  Фагот - Александров Александр Алексеевич; певцов - Леонид Агутин - Чижов Леонтий Николаевич, Витас -   Грачёв Виталий Владасович, Григорий Лепc - Лепсверидзе Григорий Викторович, Валерия - Перфилова Алла Юрьевна, Маша Распутина - Агеева Алла Николаевна,  Елена Ваенга - Хрулёва Елена Владимировна), партийных деятелей, госслужащих, работников спецслужб (Лев Троцкий - Бронштейн Лев Давидович, Молотов  Вячеслав Михайлович - Скрябин Вячеслав Михайлович, Рудольф Абель - Вильям Фишер, Рамзай - Рихард Зорге).

Псевдонимы берутся людьми осознанно для замены имени собственного по национальным, социальным, этическим и чисто лингвистическим причинам (неблагозвучные имя, фамилия или отчество). Причем псевдоним не только становится официальным заменителем имени собственного, но и практически вытесняет подлинное имя человека в его творческой и публичной жизни.   Об их настоящем имени знает ограниченный круг людей, а широким массам (читателям, зрителям, слушателям они известны исключительно по псевдонимам). Способ сокрытия имени собственного является универсальным и имеет мировую практику. В историю науки, искусства и культуры многие известные люди  вошли под псевдонимами: Мерилин Монро - Норма Джин Бейкер,   Стинг - Гордон Мэтью Самет,  Мадонна - Луиза Вероника Чикконе.

В современной речевой практике для обозначения данной вторичной номинации значительно чаще  используется термин не «псевдоним», а «сценическое имя».

Важнейшей формой бытования вторичных номинаций лиц в российской прессе выступает использование перифрастических средств. Перифраза сегодня является мощным многофункциональным стилистическим приемом.

Функционирование перифраз в языке прессы обусловлено спецификой газетного текста: обязательным присутствием в нем экспрессии и стандарта. [Костомаров В.Г., 1971] Газетный текст призван выполнять не только информационно-содержательную функцию, но и функцию эмоционального воздействия на читателя.  Необходимо отметить, что перифрастические средства не употребляются в  тексте изолированно, они всегда строго ориентированы на первичную номинацию, то есть на личное имя конкретного человека. Например: Рожденный для России - В.В. Путин, Шоколадно-кровавый президент - П.А. Порошенко, Рыцарь театра и кино на все времена - В.М. Зельдин, Патриарх театра - О.П. Табаков, Золотой баритон России - Д.А. Хворостовский, Звезда мировой оперной сцены - А.Ю. Нетребко, Парящая над всеми - Е.Г. Исинбаева, Принцесса льда - Ю.В. Липницкая. Для перифраз известных лиц характерно сочетание различных компонентов экспрессивности. В соответствии с коммуникативными задачами изложения выделяют различные функции перифраз: информативную, экспрессивно-образную, экспрессивно-эмоциональную,  экспрессивно-оценочную.

Выступая одним из важнейших информативных  и описательных средств обозначения лица в тексте, перифразы в емкой образной форме выделяют наиболее существенные признаки лица, вводят в текст дополнительную информацию о нем, структурируют ее в общем контексте: Глашатай века - Ю.Б. Левитан; Последний диктатор и первый президент Польши - В.В. Ярузельский;  Наш-ваш Сталин - М. Каддафи; Украинский майдаун (ирон.)  - В.В. Кличко; Человек с пробивной энергией танка и обходительностью гейши - С.А. Соловьев, Иван Грозный советского кинематографа - И.А. Пырьев; Советская звезда с блеском Голливуда - Л.М. Гурченко; Медея, сосланная в колхоз — Н. В. Мордюкова. Применение в газетном тексте перифраз в определенных случаях может рассматриваться как стилистических прием устранения повторов имени собственного: Г.В. Хазанов - 1) Мэтр советской эстрады; 2) Король юмора; 3) Ветеран российской эстрады; 4) Отец Театра эстрады; 5) Вечный студент кулинарного техникума (шутл.); 6) Кулинар - император; 7) Маленький гигант большого секса  (шутл.).

Использование перифраз позволяет автору газетного текста воплотить собственное представление о конкретном человеке в наиболее точном и детализированном виде, а также сформировать  у читателя определенное отношение к называемому лицу. Примерно 80% современного перифрастического фонда составляют позитивные номинации (Хирург от Бога - В.С. Савельев, Чемпион чемпионов - И.М. Поддубный, Волшебник танца - Н.М. Цискаридзе, Жемчужина отечественного балета - Д.В. Вишнева) и только 20% - негативные номинации (Гитлер современности - М.Н. Саакашвилли, Главный прихватизатор - А.Б. Чубайс, Цепной пёс холодной войны - З. К. Бжезинский, Гюрза украинской революции - Ю.В.Тимошенко, Поющий трусолифчик - А.Г. Семенович).

Перифразы являются продуктивным средством создания ярких экспрессивно-образных смыслов. Перифрастические средства в  языке газеты значительно расширяют познавательный и ассоциативный фон, способствуют повышению экспрессивного потенциала транслируемой информации о конкретном лице. В перифразе совмещается объективная информация о человеке и субъективная оценка его автором текста. Перифрастические средства при помощи различных информативных, оценочных, образных и эмоциональных ресурсов языка позволяют представить читателю объект номинации в необычной для него форме, при этом особо выпукло подчеркиваются характерные особенности, присущие объекту номинации.

Таким образом, вторичные номинации лиц  (бытовые, сценические имена, прозвища, псевдонимы и перифразы)  выступают в газетных текстах специальным средством замены (или сокрытия), вариативности, дополнения, предельно точной характеристики и образной оценки конкретных лиц. Все вторичные номинации по-своему оказывают эмоциональное воздействие на читателя. Велика их роль в общей текстообразующей и композиционной реализации газетного текста. Проведенный нами анализ доказывает, что вторичные номинации являются многофункциональными образными средствами языка современных СМИ. Особая значимость использования вторичных номинаций в текстах российской прессы заключается в их влиянии на формирование языковой культуры читателей,  на развитие их языкового вкуса, стилистических предпочтений и приобщению к эталонам хорошей речи.

Литература

1.                  Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. М., 2000. - 288 с.

2.                  Добросклонская Т.Г. Что такое медиалингвистика? // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004. №2. - С. 9-17.

3.                  Костомаров, В.Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной газетной публицистики Текст. / В.Г. Костомаров. — М., 1971.-271 с.

4.                  Кочеткова, Т.В. Публицистический стиль Текст. // Функциональные стили и формы речи. Саратов, 1993. — С. 65-99.

5.                  Кочеткова Т.В. Фонд русских интеллектуализованных перифраз известных лиц в современных СМИ // XII Конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература во времени и пространстве». — КНР, Шанхай, 2011. - Т.1. - С.522 - 527.

6.                  Серебренников Б.А. Номинация и проблема выбора // Языковая номинация (Общие вопросы). М.: Наука, 1977. -С. 147-187.

7.                  Солганик Г.Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе: Сборник статей. М., 2000. - С. 9-24.

8.                  Солганик Г.Я. Язык политики, язык СМИ (газеты) и литературный язык// Язык СМИ и политика/ под ред. проф. Г.Я.Солганика . - М.: Издательство Московского университета; Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, 2012. - С.245 - 262.

9.                  Телия, В.Н. Механизмы экспрессивной окраски языковых единиц // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991. - С.36-66.

10.              Уфимцева A.A. Лингвистическая сущность и аспекты номинации // Языковая номинация: Общие вопросы. М., 1977. - С. 92-93.

11.              Уфимцева A.A. Лексическое значение: принцип семиологического описания лексики. М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 240 с.

0
Ваша оценка: Нет



Оптимальный хостинг для Drupal, Wordpress, Joomla, Битрикс и других CMS, быстрые и надежные сервера, круглосуточная техподдержка Яндекс.Метрика