В данной статье рассматриваются культурологические воззрения К.Н.Леонтьева.
Роль России в мировой культуре по мнению К.Н. Леонтьева
Гаврюшина Е.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель – доцент А.А. Живайкина
Обращение к наследию русской интеллектуальной культуры необходимо для понимания специфику русской духовной культуры. Одним из первых русских философов-идеалистов, которые начали обращаться к культурологической проблематике является Константин Николаевич Леонтьев. Рассуждая о значении России в мировой культуре К.Н. Леонтьев считал, Россия занимает особое место: она располагается на перекрестке между Западом и Востоком и вынуждена играть важную роль в международной политике. Россия оказывает поддержку порабощенным и борющимся за свою независимость странам, отстаивавшим честь и веру. В этом состоит ее «политическая судьба».
Еще одну значимую историческую миссию России К.Н. Леонтьев видел в ее роли хранительницей исконной православной веры. В православии заключен «корень» русской культуры. Органичное соединение византийского начала и основ «народной жизни» обеспечило быстрый взлет Московской Руси и превращение ее в мощное государство, влияющее на процесс европейской политики. По мнению К.Н. Леонтьева, именно византизм позволил оказал определяющее влияние на создание сильного централизованного государства, способствовал развитию искусств, науки и письменности. Именно русское православие К.Н. Леонтьев считал каноническим. Византизм проявился в институте самодержавия, родового дворянства, являющегося хранителем устоев, монашества и сельской общины. В византизме, считал К.Н.Леонтьев, следует искать корни своеобразной системы местного самоуправления, когда принципиальные вопросы решаются всем миром, а также исток той духовности, которая отличает русскую культуру от всех остальных. В сознаний мыслителя, Россия выступает крепким единством – монолитом – народом, объединенным общностью веры и монаршей волей.
К.Н.Леонтьев полагает, что в мире существует множество культур, каждая из которых представляет собой локальное образование и только в определенных пределах вступает во взаимодействие с другими культурами. Типы взаимодействия культур различны, есть среди них и такие, которые приводят сначала к подавлению, а затем и уничтожению одной из культур, вступивших в диалог. Однако он считает, что культурное многообразие, которое наблюдается сегодня, может исчезнуть в ближайшей перспективе в силу экспансионистских устремлений, которые демонстрирует романо-германская культура, и углубления процесса демократизации, который приводит к нивелировке и подведению всех культур под общий знаменатель.
Каждая культура, с точки зрения К.Н. Леонтьева, проходит один и тот же цикл развития: зарождения, когда она выступает в простых и доступных непосредственному созерцанию формах, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения, когда она, исчерпав свой порыв, постепенно деградирует и умирает. К.Н. Леонтьев считает, что существует закон, которому подчинены все «культурные миры и государственные организмы», что развитие государств и культур подчиняется строгой закономерности. Исходя из своего анализа мирового процесса, К.Н. Леонтьев формулирует всеобщий закон развития, который гласит: Постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенная индивидуализация, обособление, с одной стороны, от окружающего мира, а с другой — от сходных и родственных организмов, от всех сходных и родственных явлений. Постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и сложности. Постепенное осложнение элементов составных, увеличение богатства внутреннего и в то же время постепенное укрепление единства. Так что высшая точка развития не только в органических телах, но и вообще в органических явлениях есть высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством.
Леонтьев выступает крайне против либерализма как явлений, проводящего к «простоте», к разрушении культурной основы и самобытности.
Таким образом, чтобы сохранить самобытность России, высокую духовность ее культуры, К.Н. Леонтьев считал необходимым:
1) укрепление государственности и религиозности;
2) торможение либерально-буржуазных преобразований;
3) ограничение всевластия капиталистического класса;
4) увеличение социальной дифференциации общества по сословному признаку.
Такие «меры» обеспечат расцвет русской культуры и превращение ее в ведущую культуру мира, оказывающую духовное влияние на все страны и народы.
1. Живайкина А.А. Система философских взглядов К.Д. Кавелина (историко-философский анализ) / диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2010.
2. Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве / Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека: Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. – Краснодар, 2013. – С. 65-70.
3. Мазурина А.А., Тахохова А.А., Ермолаева Е.В. Проблема социального неравенства в современной России // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015. – Т. 5. – № 12. – С. 1513.
4. Медведева Е.Н. Роль православной церкви в становлении земской медицины в России // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2016. – Т. 6. – № 1. – С. 248-249.
5. Нестерова И.В., Ермолаева Е.В. Взаимодействие медицины и религии // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2016. – Т. 6. – № 1. – С. 239.
6. Шендрик А.И. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. - 519 с.